Статья 6313

Название статьи

МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Авторы

Прохоров Андрей Васильевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью, Тамбовский государственный университет
имени Г. Р. Державина (Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33), prokhorov@tsu.tmb.ru

Индекс УДК

316

Аннотация

Актуальность и цели. Предметом статьи выступают особенности формирования новых моделей университета в условиях глобализации. С точки зрения теории культуры представлена характеристика глобальных процессов, определяющих векторы развития университетского образования (глобализация, интернационализация, формирование экономики знания). Формирование новых моделей университета является исторически обусловленным процессом, связанным с происходящими трансформациями в культуре и обществе. Представлены и охарактеризованы ведущие модели университета, функционирующего в условиях глобализации. К ним относятся модели исследовательского / предпринимательского / регионального / проектно-ориентированного / виртуального / корпоративного университета. Отдельное внимание уделено влиянию концепции «нового менеджериализма» на управление современным университетом.
Выводы.
Появление новых моделей университета связано с расширением сфер деятельности высших учебных заведений, необходимостью конкурировать на глобальном рынке образовательных услуг, научных разработок и инноваций. Современные модели университета меняют характер отношений с обществом, населением, бизнес-средой, государством. Они вынуждены реагировать на вызовы глобального мира, что приводит к трансформации академической культуры. Показано, что именно ценности высшего образования помогают сохранить культуроформирующие смысл и назначение высшего образования в новых моделях университета.

Ключевые слова

университет, глобализация, модель университета, академический капитализм, предпринимательский университет.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Brustein, W. I. The Global Campus: Challenges and Opportunities for Higher Edu-cation in North America / W. I. Brustein // Journal of Studies in International Education. Fall/Winter. – 2007. – V. 11, № 3/4. – P. 382–391.
2. Rhoads, R. A. Globalization, Social Movements, and the American University: Implications for Research and Practice / R. A. Rhoads, A. Liu // Higher Education Handbook of Theory and Research / Chapter in John C. Smart (ed.). – New York : Springer Netherlands, 2009. – V. 24.
3. Никольский, В. Глобальное образование: пределы либерализации / В. Никольский // Высшее образование в России. – 2004. – № 8. – С. 17–25.
4. Запесоцкий, А. С. Образование: Философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. – М. : Наука, 2003.
5. Налетова, И. В. Современные социокультурные модели университетов / И. В. Налетова, В. Н. Окатов // Социально-гуманитарные проблемы современности : межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 2. – Тамбов : Изд-во Першина Р. В., 2009. – С. 191–203.
6. Чубик, П. С. Исследовательские университеты в России: пути становления и развития / П. С. Чубик, А. И. Чучалин, Ю. П. Похолков, Б. Л. Агранович // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. – № 1. – С. 22–30.
7. Гурбатов, С. Н. Классический университет как база национального исследовательского университета / С. Н. Гурбатов, Е. В. Чупрунов // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. – № 1. – С. 7–16.
8. Skolnikoff, E. B. Research Universities and National Security: Can Traditional Values Survive? / E. B. Skolnikoff // Science and Technology in a Vulnerable World. – Supplement to AAAS Science and Technology Policy Yearbook, 2003.
9. Mohrman, K. The Research University in Transition: The Emerging Global Model / K. Mohrman, W. Mab, D. Baker // Higher Education Policy. – 2008. – № 21. – P. 5–27.
10. Налетова, И. В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма : моногр. / И. В. Налетова. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005.
11. Налетова, И. В. Диверсификация высшего образования: вызов университетам / И. В. Налетова // Высшее образование в России. – 2005. – № 5. – С. 39–45.
12. Schulte, P. The Entrepreneurial University: a Strategy for Institutional Develop-ment / P. Schulte // Higher Education in Europe. – 2004. – V. 29, № 2.
13. Атоян, В. Университеты в современном обществе / В. Атоян, Н. Казакова // Высшее образование в России. – 2005. – № 4. – С. 3–9.
14. Грудзинский, А. О. Университет как предпринимательская организация / А. О. Грудзинский // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 113–121.
15. Константинов, Г. Н. Что такое предпринимательский университет / Г. Н. Кон¬стантинов, С. Р. Филонович // Вопросы образования. – 2007. – № 1. – С. 49–62.
16. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Университет в региональном сообществе : моногр. / Г. Ф. Шафранов-Куцев. – М. : Высшая школа, 2003.
17. Кландт, X. Развитие и перспективы академического образования в области предпринимательства в Германии / X. Кландт, К. Фолькманн // Высшее образова-ние в Европе. – 2006. – Т. 31, № 2.
18. Volkmann, Ch. Entrepreneurial Studies in Higher Education. An Ascending Aca-demic discipline in the Twenty-First Century / Ch. Volkmann // Higher Education in Europe. – 2004. – V. 29, № 2.
19. Сорокина, И. Предпринимательский университет (шведский опыт) / И. Сорокина // Высшее образование в России. – 2002. – № 3. – С. 89–92.
20. Сайт университета Халмерс. – URL: http://www.chalmers.se/en/
21. Багиев, Г. Л. Организация предпринимательской деятельности : учеб. пособие / Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул ; под общ. ред. проф. Г. Л. Багиева. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
22. Куцев, Г. Ф. Вопросы собственности и налогообложения государственных
вузов в условиях реформы / Г. Ф. Куцев // Классический университет и региональные приоритеты: мнимые и подлинные апории : материалы всерос. семинара. – Тюмень, 2004. – С. 3–62.
23. Шпаковская, Л. Политика высшего образования в Европе и России / Л. Шпаковская. – СПб. : Норма, 2007.
24. Lee, J. Key Trends in Higher Education / J. Lee, S. Clery // Academic American. – 2004. – V. 1, № 1. – P. 21–36.
25. Грудзинский, А. О. Eвропейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» / А. О. Грудзинский, Е. С. Балабанова, О. А. Пекушкина // Социологические исследования. – 2004. – № 11. – С. 123–131.
26. Прохоров, А. В. Влияние ценностей академического капитализма на функционирование современных университетов / А. В. Прохоров // Вестник ТГУ. Сер. «Гуманитарные науки».–2012.–№ 5. – С. 271–278.
27. Мирча, М. Институциональные подходы к предпринимательству: анализ и опыт университета Бабеш-Больяй в Клуж-Напоке / М. Мирча // Высшее образова-ние в Европе. – 2006. – Т. XXXI, № 2.
28. Абрамов, Р. Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие / Р. Н. Абрамов // Социологические исследования. – 2011. – № 7. – С. 37–47.
29. Дим, Р. «Новый менеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании / Р. Дим // Вопросы образования. – 2004. – № 3. – С. 44–56.
30. Rhoades, G. Academic Capitalism in the New Economy: Challenges and Choices / G. Rhoades, S. Slaughter // Academic American. – 2004. – V. 1, № 1. – P. 37–59.
31. Грудзинский, А. О. Концепция проектно-ориентированного университета / А. О. Грудзинский // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 3. – С. 24–37.
32.Грудзинский,А.О.Проектно-ориентированныйуниверситет.Профессиональная предпринимательская организация вуза : моногр. / А. О. Грудзинский. – Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2004.
33. Бекарев, А. М. Корпоративный университет в объективе социологии / А. М. Бе¬карев, Т. В. Радаев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачев-ского. – 2007. – № 1. – С. 9–13.
34. Ерофеев, Д. С. Развитие современных классических университетов в России
в контексте Болонского процесса (педагогический аспект) : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ерофеев Д. С. – Краснодар, 2006.

 

Дата создания: 28.02.2014 15:53
Дата обновления: 01.03.2014 09:18